Назад

Новости

Язык без границ

Язык без границ

Язык без границ: как Татьяна Евгеньевна Карташова помогает пожилым людям открыть мир английского языка»

Когда встречаешь педагога, который вкладывает душу в свою работу, понимаешь, что обучение — это не просто передача знаний, а настоящее искусство. Татьяна Евгеньевна Карташова , преподаватель английского языка в Благотворительном фонде «Кристалл» (заместитель Главы города Абакана по социальным вопросам), — яркий пример такого педагога. Она не просто учит своих учеников новым словам и грамматике, она открывает для них целый мир общения и возможностей.

За годы работы с пожилыми людьми Татьяна Евгеньевна создала не просто группу, а настоящую семью, где каждый ученик чувствует поддержку и внимание.

Сегодня мы узнаем, что мотивирует ее и что вдохновляет на обучение.

Как вы начали преподавать английский язык для пожилых людей? Что вас вдохновило?
С детства я мечтала быть учителем, как моя бабушка, которая преподавала литературу в Абаканском педагогическом институте. Я часто играла в школу, устраивая уроки для кукол. Позже, я пошла по педагогическому пути и училась на кафедре иностранных языков в университете имени Николая Федоровича Катанова, где английский был моим основным языком. Со временем, моя профессиональная деятельность ушла в другую сферу, но преподавание английского оставалось хобби. В 2019 году Наталья Владимировна Зубарева предложила мне взять группу в досуговом центре «Кристалл». Это было для меня новым вызовом, ведь до этого я преподавала только студентам и детям, а опыта работы с пожилыми людьми у меня не было.

В чем главные отличия в обучении английскому языку пожилых людей и более молодых учеников?
Основное отличие — это уровень подготовки, мотивация и скорость усвоения материала. В моей группе люди разного уровня знаний и с разными целями. Одни учат язык, чтобы общаться с родственниками за границей, другие — для помощи внукам с домашними заданиями, третьи — для путешествий и общения с иностранными туристами. Тем не менее, независимо от возраста, мои ученики показывают потрясающую мотивацию и упорство.

Какие методики и подходы вы используете, чтобы сделать обучение английскому языку доступным для пожилых людей?
Мы начали с самого нуля: алфавит, правила чтения, базовые выражения. Со временем дошли до чтения текстов и аудирования. Упор делаем на медленное и последовательное освоение материала, что важно для пожилых людей. Я всегда стараюсь подбирать упражнения, которые не только развивают языковые навыки, но и приносят удовольствие — мы учим песни, читаем стихи, изучаем пословицы. Это помогает поддерживать интерес к занятиям.

Какие темы и материалы вы считаете наиболее подходящими для пожилых учеников?
Наиболее популярны темы, связанные с повседневной жизнью и общением с близкими: покупки, путешествия, общение по телефону. Многим ученикам важно уметь общаться с родственниками за границей. Например, одна из моих учениц, Наталья, этим летом поехала к внукам в Австралию и смогла успешно использовать свои знания на практике.

Как вы мотивируете пожилых людей продолжать изучение языка, когда они сталкиваются с трудностями?
Мотивация у каждого своя. Я всегда напоминаю ученикам, что изучение языка — это процесс, который требует времени и терпения. Когда мы сталкиваемся с трудностями, я поддерживаю их, рассказываю о маленьких победах, например, когда кто-то смог пообщаться с иностранцами или понять текст песни. Успехи в реальной жизни мотивируют лучше всего.

Есть ли какие-то успешные истории ваших учеников, которыми вы могли бы поделиться?
Одной из самых вдохновляющих историй является история Натальи, которая поехала в Австралию и смогла использовать свои знания английского в реальной жизни: заказывала еду, общалась с местными. Это отличный пример того, как изучение языка может открыть новые возможности и сделать поездку более комфортной.

С какими основными вызовами вы сталкиваетесь при обучении пожилых людей английскому языку?
Главный вызов — это совместить работу с преподаванием. Порой рабочие встречи и командировки накладываются на уроки, что вызывает неудобства. Но даже в такие моменты мы находим выход — ученики самостоятельно продолжают заниматься, присылают мне выполненные задания, и я проверяю их удаленно.

Как вы думаете, каким образом изучение иностранного языка может улучшить качество жизни пожилых людей?
Изучение языка не только помогает поддерживать умственную активность, что является профилактикой деменции, но и дает возможность общаться с новыми людьми, находить единомышленников, быть активными участниками общественной жизни. Наши занятия — это не просто уроки, это клуб, где мы общаемся, поем, обсуждаем интересные темы. Мы вместе празднуем праздники, организуем чаепития, что делает нашу группу по-настоящему дружной семьей.

Какой совет вы бы дали пожилым людям, которые хотят начать учить английский, но боятся или сомневаются в своих способностях?
Мой совет прост: не бойтесь начинать! Изучение языка — это как плавание: хотите плавать — нужно начинать с воды. Хотите говорить на английском — начните говорить! В нашем центре созданы все условия для того, чтобы учиться было интересно и приятно. Главное — это желание, и все остальное получится.

Татьяна Евгеньевна, пусть каждый ваш урок приносит вам радость, а успехи ваших учеников наполняют гордостью. Ваше терпение, тепло и любовь к своему делу — это бесценный вклад в жизни тех, кто пришел учиться. Пусть ваши занятия продолжают вдохновлять и объединять людей, открывая для них новые горизонты. Мы желаем вам сил, энергии и новых ярких историй успеха в вашей педагогической деятельности!